19 ноября исполняется 103 года со дня рождения одного из самых известных русских лингвистов и этнографов Юрия Валентиновича Кнорозова, сумевшего расшифровать письменность майя

19 ноября исполняется 103 года со дня рождения одного из самых известных русских лингвистов и этнографов Юрия Валентиновича Кнорозова, сумевшего расшифровать письменность майя.

В первой половине ХХ века в мировой науке бытовало мнение, что язык этой древней цивилизации не поддаётся дешифровке. Помимо авторитетного немецкого этнографа Пауля Шельхаса такой же позиции придерживался и глава американской школы майянистики Эрик Томпсон. Однако советский учёный смог сделать это, не покидая библиотеки и собственного кабинета.

Работа над переводом на русский язык книги монаха Диего де Ланды 1566 года «Сообщение о делах в Юкатане», которая была посвящена жизни цивилизации майя в ходе испанской конкисты, и где был записан так называемый «алфавит майя», Юрий Валентинович сопоставил данные Ланды с сохранившимися кодексами майя, а также с надписями на монументах и керамике. Ключевым было понимание, что знаки майя передают слоги, а не отдельные буквы или чистые идеограммы, как считали до него многие западные исследователи, включая Томпсона.

Открытие Юрия Валентиновича Кнозорова стало настоящей научной сенсацией, и о нём быстро узнали за рубежом. В 1956 году учёному, снискавшему мировую славу, даже разрешили выехать на Международный конгресс американистов, состоявшийся в Копенгагене. На этом собрании присутствовал и американец Эрик Томпсон. Говорят, что когда Юрий Валентинович выступал с докладом о своей работе, у главы американской школы так подскочило давление, что ему сделалось плохо. Впоследствии Томпсон стал непримиримым противником Кнорозова, обвинял его в пропаганде марксизма-ленинизма и оспаривал его теорию.

Казалось парадоксальным: молодой советский учёный, никогда не видевший артефактов майянской культуры вживую, а лишь имея на руках древние тексты, совершил то, что до него не удавалось целой научной школе, представители которой, собственно, открывали миру майянские памятники. Сам Юрий Валентинович на замечания о том, как такое возможно, с иронией отвечал:

«Я кабинетный учёный. Чтобы работать с текстами, нет необходимости скакать по пирамидам».

Открытие Юрия Валентиновича вызвало большой отклик в регионе, где жили майя, а позднее получило всемирное признание. В 1990 году по личному приглашению Президента Гватемалы он посетил эту центральноамериканскую страну, а также трижды побывал в Мексике — в 1992, 1995 и 1997 годах. В ходе поездок Юрий Валентинович посетил главные места раскопок, общался с археологами, читал лекции.

Сегодня легендарного советского лингвиста и этнографа широко почитают в России и странах Латинской Америки. Его именем была названа одна из кафедр гватемальского Университета Сан-Карлос, где Юрию Валентиновичу также посмертно было присвоено звание почётного доктора. Кроме того, действующий на базе Российского государственного гуманитарного университета Мезоамериканский центр им. Юрия Валентиновича Кнорозова имеет исследовательские отделения в Мексике и Гватемале.

В 2022 году директор Мезоамериканского центра РГГУ Галина Ершова опубликовала книгу«Последний гений ХХ века. Юрий Кнорозов: судьба учёного».

В 2018 году в мексиканском городе Мерида был открыт памятник Юрию Валентиновичу Кнорозову, а в год столетия учёного его бюст появился в Национальном музее антропологии Мексики.

Эпохальное открытие Юрия Валентиновича Кнорозова имело огромное значение для мировой науки, заложив фундамент для изучения и расшифровки древних языков. Оно стало не просто прорывом в лингвистике, но и послужило важным фактором культурного сближения народов нашей страны и жителей латиноамериканского региона.

Источник: Telegram-канал "МИД России"

Топ

Лента новостей