Интервью заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.А.Рябкова журналу «Международная жизнь» (9 декабря 2025 года)
Ключевые тезисы:
• В самом договоре [ДСНВ] предусмотрено однократное продление. И это было сделано пять лет назад. То есть пятилетний срок возможного продления уже использован. Не хочу этим сказать, что невозможны некие решения в плане обеспечения долголетия договора за пределами установленного срока. Но это предмет отдельных обсуждений и отдельных далеко идущих договорённостей.
• Если быть последовательными, то мы можем повторить позицию, которая многократно излагалась, в том числе публично, о приближении момента, когда любые усилия в сфере контроля над вооружениями должны приобретать многосторонний характер. Мы выступали и будем выступать за то, чтобы в первую очередь к этим усилиям, если и когда для них вызреют соответствующие условия, подтягивались ближайшие союзники США – Соединённое Королевство и Французская Республика, – которые на нынешнем отрезке открыто и цинично демонстрируют агрессивность своих замыслов по отношению к нам. Глубоко антироссийский характер их политики очевиден всем. Они не скрывают этого.
• Вопрос о проведении следующего контакта лидеров [России и США] стоит на повестке дня. Необходимо обеспечить содержательное наполнение такого контакта. Не можем позволить себе отойти от тех рамок, которые были согласованы лидерами в Анкоридже.
• Администрация Д.Трампа среди немногих наших западных собеседников, назовём их так, а также наших оппонентов, кто признаёт обоснованность постановки вопроса о том, что первопричины конфликта есть, и их нельзя игнорировать.
• В политике нынешней администрации [США] прослеживается алгоритм использования в отношении «непокорных и непослушных» тактики кнута и пряника. С этой точки зрения ничего нового. Но сколько бы дополнительных санкций – первичных, вторичных, тарифных и любых иных – ни вводилось, мы будем действовать, сообразуясь исключительно с нашими национальными интересами.
• С большим разочарованием восприняли решение американской стороны ограничить пункты подачи визовых заявлений для российских граждан, выезжающих по туристическим и некоторым другим категориям виз в США. Речь теперь идёт о двух точках – Варшаве и Астане. Это крайне осложняет работу, и здесь есть с чем разбираться дальше.
• У нас особые партнёрские отношения с Венесуэлой – недавно ратифицирован базовый Договор о стратегическом партнёрстве и сотрудничестве с этой страной. Мы взаимодействуем по всем линиям, в том числе в формате силовых ведомств. Это тоже не секрет. В нынешней крайне непростой ситуации, в час испытаний мы, как всегда, стоим плечом к плечу с нашими венесуэльскими союзниками.
• Мы настойчиво и энергично призываем международное сообщество, и прежде всего государства Латинской Америки и Карибского бассейна, возвысить голос, чтобы удержать администрацию в Вашингтоне от движения по пути дальнейшего нагнетания обстановки и добиться отказа США от опасных агрессивных замыслов.
• Мы находимся в фазе становления многополярного мира. Эта фаза крайне сложна, сопряжена со множеством конфликтов, но её динамика неотменима. Мир движется именно в эту сторону, и уверен, что такой мир будет более справедливым.
• Мы имеем дело с очень серьёзным противником, противником историческим. Неслучайно они вознамерились «нанести России стратегическое поражение», по большому счёту отрицая очевидное, что ядерную державу победить невозможно. Они вызывающе пренебрегают нашей решимостью действовать максимально энергично в защиту собственных интересов.
• Национальную безопасность иной раз проще, эффективнее, да и дешевле обеспечивать через договорённости, чем через наращивание силового потенциала. Разные этапы требуют разных решений. Приоритеты тоже разные, но списывать со счетов классическую дипломатию я бы не стал. И её нельзя подменить ни силовым фактором, ни искусственным интеллектом.


































