Сегодня в Совете Федерации прошли парламентские слушания проекта федерального бюджета на ближайшие три года

Сегодня в Совете Федерации прошли парламентские слушания проекта федерального бюджета на ближайшие три года. Это сложившаяся и очень эффективная практика, когда сенаторы вместе с Минфином, Счётной палатой, представителями регионов, экспертным сообществом обсуждают детали законопроекта, проводят так называемые «нулевые» чтения бюджета.

Кратко остановлюсь на ключевых параметрах документа. Бюджет продолжает тенденцию прошлых лет к росту как доходов, так и расходов. Доходы в 2025 году увеличиваются с 36,1 трлн рублей до 40,29 трлн рублей (+ 11,6 %). Важно, что в структуре доходов наибольшую динамику показывает ненефтегазовый сектор: поступления в казну от НДС, налога на прибыль, НДФЛ. Это свидетельствует об эффективности нашей бюджетно-налоговой политики. Отечественные предприятия наращивают производственные мощности, занимают ниши ушедших западных компаний, а, значит, растёт и их налоговый потенциал.

В то же время нефтегазовые доходы составляют 27% бюджета - ниже чем во все предыдущие годы.

Что касается расходных обязательств, то они полностью обеспечены доходами. Напомню, что в России продолжает действовать бюджетное правило: баланс составлен из расчётной цены барреля нефти в 60 долларов, а все что выше этой отсечки, направляется в Фонд национального благосостояния. Это делает бюджет устойчивым, с комфортным дефицитом в 0,5% ВВП.

В целом расходы увеличиваются с 39,4 трлн рублей в 2024 году до 41,46 трлн рублей в 2025 году. Из них 6,4 трлн составят расходы на социальную политику. Как и прежде – это один из основных государственных приоритетов. Все социальные выплаты: пенсии, детские пособия, материнский капитал будут проиндексированы в соответствии с инфляцией. Продолжатся программы семейной ипотеки и социального контракта. Отмечу также, что в январе 2025 года впервые за 9 лет будут проиндексированы пенсии работающих пенсионеров.

Большие объёмы предусмотрены на здравоохранение: это вложение в первичное звено, ремонт поликлиник, обеспечение льготными лекарствами. Также дополнительные средства выделят на образование, в том числе на программы по ремонту и строительству школ, детских садов. Подчеркну, что при работе над бюджетами прошлых лет Совет Федерации всегда настаивал на увеличении расходов именно по этим статьям. Эти рекомендации нашли отражение и в бюджете 2025 года.

Также большое внимание в Совете Федерации при работе над законопроектом уделяют проблеме сбалансированности региональных бюджетов. На финансовую поддержку субъектов ежегодно планируется направлять по 3,3 трлн рублей. В 2025 также на 6% увеличивается общий объём дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Продолжится программа списания 2/3 задолженности по бюджетным кредитам при условии направления этих денег на инфраструктурные проекты. Это даст регионам новые возможности для развития и увеличения собственных доходов. Очень важно максимально оперативно распределить дотации по регионам, чтобы дать ориентир для формирования местных бюджетов. Во внесённом законопроекте распределены только 12% дотаций, нашей задачей будет довести эту цифру до 100% ко второму чтению документа.

Не могу не отметить, что одним из приоритетов бюджета 2025 года станет достижение технологического лидерства. Особенно это важно в таких сферах, как микроэлектроника, машино- и станкостроение, авиационная промышленность.

В целом на поддержку экономики выделяют значительные средства. Так, на нацпроекты за три года будет потрачено более 18 трлн рублей. В течение 6 лет по линии федерального бюджета - более 40 трлн рублей. По сравнению с действующими нацпроектами увеличение практически в 2 раза.

Источник: Telegram-канал "Николай Журавлев", репост Совет Федерации

Топ

Лента новостей