Минэнерго выступило со свежей идеей: законодательно закрепить экспортные перевозки угля на Восток только в инновационных вагонах. Понятно, что профильное ведомство лоббирует интересы угольщиков. Но получат ли они реальную выгоду, и если да, то за чей счет?
Давайте разбираться.
Раньше, чем Минэнерго, о необходимости полного перехода на инновационные вагоны на Восточном полигоне заявили в РДЖ. Госкомпания активно борется с неэффективной загрузкой своей инфраструктуры и в первую очередь с порожняком, но не всегда выбирает для этого удачные методы.
В данном случае речь идет о попытке директивно закрепить то, что уже практически отрегулировал рынок. Ведь сегодня на Восточном полигоне инновационного парка для вывоза угля с Кузбасса достаточно. Отправка угля из Кузбасса на экспорт в Восточном направлении в инновационных полувагонах достигла 90%, а при правильной приоритезации работы РЖД парка будет хватать не только для Кузбасса, но и для других угольных регионов. Вот где скрытые резервы эффективности, а не в инновациях по разнарядке.
Кстати, реализация идеи Минэнерго никак не решит проблему порожних вагонов на сети РЖД в целом, потому что высвободившиеся вагоны должны куда-то уехать и что-то перевозить. Но для этого общая погрузка по сети должна расти или хотя бы оставаться на прежнем уровне. На самом деле, как сообщил заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Валерий Баккал, в компании ожидают, что в марте продолжится падение загрузки, и по итогам первого квартала мы увидим минус 5,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Так почему падает загрузка, в то время как экономика страны продолжает расти? Быть может, виновата политика самих РЖД? Госкомпания борется с порожним парком, отставляя вагоны от движения, ограничивая прием заявок и вручную регулируя направления перевозок. Бизнес в этой ситуации постепенно переходит на перевозки автомобильным транспортом везде. В целом в убытке остаются все: и грузоотправители, и перевозчики, и РЖД, и экономика страны в целом.