Посол России в Китае Игорь Моргулов в комментарии для газеты «Известия» оценил перспективы сотрудничества на Севморпути
Основные тезисы:
• Россия и Китай в 2024 г. в соответствии с договоренностями лидеров создали Подкомиссию по сотрудничеству по Северному морскому пути (в составе Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств). Ее первое заседание состоялось в ноябре 2024 г. в Санкт-Петербурге.
• Запуск данного направления кооперации с Китаем отражает стремление двух стран не только к расширению сотрудничества в сфере арктической логистики, но и к согласованному формированию новых опорных точек глобальной инфраструктуры, альтернативной традиционным маршрутам.
• В целях реализации практических аспектов сотрудничества в июне 2024 г. «на полях» Петербургского международного экономического форума между Госкорпорацией «Росатом» и представителями китайского бизнеса было подписано соглашение о намерениях по созданию совместного предприятия по строительству судов и организации круглогодичной контейнерной линии по Северному морскому пути.
• Заинтересованность китайской стороны в сотрудничестве носит комплексный характер. Речь идет о сокращении транспортных издержек — переход через Арктику между восточным побережьем КНР и портами Северной Европы на 15-20 дней короче по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал.
• Интерес Пекина к Севморпути подтверждается ростом практической активности — в навигацию 2024 г. китайские судоходные компании совершили здесь 14 рейсов и перевезли в общей сложности 176 тыс. тонн контейнерных грузов.
• Развитие сотрудничества открывает доступ к перспективным арктическим проектам, в том числе в энергетической и сырьевой сферах. В этом контексте Севморпуть становится не просто транспортным коридором, но и связующим звеном между китайским рынком и ресурсной базой Арктической зоны Российской Федерации.
Читать материал на сайте издания «Известия»