#ОтветыЦБ
Ответы на вопросы
которые вы нам присылаете (ч.1)
Говорят, везде холодает — укутывайтесь во что-нибудь, запасайтесь вкусным и чтением на выходные. Для последнего пункта у нас кое-что есть
Для чего позволяет ЦБ кредитным организациям делать ПСК под 300%?
Нет, мы такого не позволяем.
Во-первых, в законе «О потребительском кредите (займе)» указано, что полная стоимость кредита (ПСК) не может превышать 292% годовых. То же самое, кстати, относится и к займам МФО.
Во-вторых, основные виды розничных кредитов подчиняются правилу, установленному в том же законе: ПСК по ним не должна превышать уровень среднерыночной ПСК, увеличенный на треть. Среднерыночную ПСК мы публикуем на сайте каждый квартал, от этого уровня и должны «танцевать» банки.
Механизм действует с лагом, то есть в четвертом квартале 2025 года банки ориентируются на среднюю ПСК, которая сложилась на рынке во втором квартале и была нами опубликована в третьем квартале этого года. Возьмем для примера POS-кредиты (которые берутся в магазинах на покупку чайников, холодильников и т.д.) По ним среднерыночная ПСК за второй квартал составила 24,918% годовых, поэтому в четвертом квартале банки должны выдавать POS-кредиты не выше чем под 33,22% (это четыре третьих от 24,918%).
В определенные моменты мы вводили мораторий на применение ограничений по ПСК, чтобы сохранить доступность кредитования. Мы можем делать такое, когда резко меняются рыночные условия, влияющие на ПСК. Но сейчас все предусмотренные ограничения действуют. Если вы видите, что банки нарушают это правило, обращайтесь к нам в интернет-приемную, будем разбираться.
Может ли банк отказать в выдаче карты из-за подозрения в мошенничестве?
С 1 сентября 2025 года банк обязан отказать клиенту в заключении договора об использовании электронных средств платежа, то есть выдаче карты или открытии онлайн-банка, если сведения о нем есть в базе данных Банка России о мошеннических операциях. Банк уведомит об этом человека и укажет причины отказа. Запрет на заключение такого договора действует на период нахождения сведений о клиенте банка в базе данных регулятора. После исключения информации о клиенте из базы данных банк не вправе отказать человеку в предоставлении платежной карты или доступа в онлайн-банк при отсутствии других ограничений.
Мера помогает в борьбе с мошенниками и дропперами, которые получают новые карты для вывода и обналичивания похищенных денег.
#ОтветыЦБ
Ответы на вопросы
которые вы нам присылаете (ч.2)
У меня в городе есть подразделение Банка России... зачем оно нужно? То есть, подразделения Росстата ведут статистику по регионам, налоговая разбирает жалобы налогоплательщиков — а что делают региональные отделения Мегарегулятора?
В нашей стране 84 региональных подразделения Банка России, расположены они в административных центрах субъектов России.
Их сотрудники обеспечивают бесперебойность безналичных платежей, наличного денежного обращения и систем расчетов, развивают и укрепляют финансовый сектор своего региона: тесно взаимодействуют с представленными на территории финансовыми организациями, вместе решают вопросы финансовой доступности для граждан и бизнеса. А еще регистрируют выпуски эмиссионных ценных бумаг в регионах и следят, чтобы на финансовом рынке не было нелегальных участников.
Наши коллеги занимаются региональным экономическим анализом и исследованиями, результаты которых учитываются при принятии Советом директоров Банка России решений по ключевой ставке. Они всесторонне анализируют экономическую ситуацию в своих регионах, в том числе собирают информацию непосредственно от предприятий. Нам очень важна эта обратная связь: то, как предприятия оценивают ситуацию в экономике и свои перспективы, проблемы, о которых они сообщают. Эти оценки нужны для формирования полной картины экономической динамики как в отдельных субъектах, так и в стране в целом. Сегодня в мониторинге предприятий Банка России участвуют тысячи компаний со всех уголков нашей страны.
Усилия наших коллег направлены на повышение уровня знаний людей о финансах. Для этого они разрабатывают собственные проекты для разных целевых аудиторий или принимают участие в мероприятиях для жителей региона, которые проводятся другими ведомствами и организациями. И, конечно, большое внимание уделяется обеспечению защиты прав потребителей финансовых услуг и информированию людей о том, как не стать жертвами финансовых мошенников.
В каждом подразделении Банка России есть специалисты по связям с общественностью (пресс-секретари). Они взаимодействуют со СМИ, лидерами общественного мнения, блогерами, сообществами в социальных сетях, проводят разъяснительные кампании, чтобы довести до людей сведения о деятельности Банка России. Поскольку жители регионов больше доверяют информации, полученной от местных экспертов Центробанка, то пресс-секретари помогают своим руководителям и коллегам подготовиться к выступлениям и комментариям, сделать их информативными, актуальными и понятными.
Подробную информацию о работе наших территориальных подразделений можно получить на их страницах на сайте Банка России. Кстати, многие из них ведут свои соцсети, смотрите нашу подборку
Почему, если инфляция в регионах разная и ситуация в экономике разная, нельзя сделать разную ключевую ставку для разных регионов?
Делать разную ключевую ставку для разных регионов — занятие довольно бессмысленное. Представьте, что в одном регионе ставка низкая, все побегут брать там дешевые кредиты — спрос на кредиты в этом регионе вырастет, и в ответ банки повысят ставки. А в другом регионе ставка установлена выше, что делает вклады более выгодными, — туда все сразу понесут свои сбережения, из-за резкого притока денег на депозиты банки понизят ставки. В результате все ставки выровняются между регионами, ведь люди и бизнес не привязаны к одному месту, а деньги свободно перемещаются внутри страны.
Банк России изучает ситуацию в каждом регионе, но не для того, чтобы установить для них разные экономические условия. Мы смотрим на общую картину, чтобы принять одно верное решение для всей страны.
Ждем новых вопросов в кот-боте! Хороших и уютных вам выходных.




































