Ирак национализировал крупнейшее месторождение «Лукойла», чтобы передать выработку нефти американской ExxonMobil
Багдад прогнулся под давлением Вашингтона и вытесняет российскую компанию из одного из крупнейших нефтяных проектов мира. Правительство Ирака одобрило план национализации «Западной Курны-2», 75% которой принадлежало «Лукойлу». Формально управление на год передают госструктуре Basra Oil, чтобы «избежать сбоев», но реальная причина — американские санкции и ультиматум по продаже активов до 17 января.
«Лукойл» вынужден оставить проект, который развивал с самой ранней стадии, пояснил в разговоре с Readovka ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Российские нефтяники дважды получали лицензию, проводили разминирование территории и договаривались с местными племенами, чтобы запустить добычу. Теперь же основным претендентом на актив считается ExxonMobil — корпорация уже работает на соседнем участке и заинтересована в расширении бизнеса.
По словам эксперта, главная интрига — дадут ли «Лукойлу» уйти с деньгами. Компания не получает выплат от Ирака еще с прошлого года из-за блокировок транзакций. Поскольку контракт сервисный (недра принадлежат государству, компания лишь оператор), Багдад может просто сменить вывеску.
«Сейчас "Лукойл" фактически уже ничего не получает. Вопрос лишь в компенсации: либо деньги заморозят на счетах в Ираке до снятия санкций, либо это будет тотальная национализация без всяких выплат. Американцы просто расчищают поляну для Exxon Mobil», — резюмировал Юшков.


































