Выступление представителя делегации Российской Федерации в ходе тематической дискуссии по разделу «Другие виды ОМУ» в Первом комитете 79-й сессии ГА ООН
Выступление представителя делегации Российской Федерации в ходе тематической дискуссии по разделу «Другие виды ОМУ» в Первом комитете 79-й сессии ГА ООН
Нью-Йорк, 22 октября 2024 года
Уважаемая госпожа Председатель,
Вопросы защиты от различного рода биологических рисков и угроз всё чаще появляются в международной повестке дня.
Особое значение в этом контексте придаём Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) как одной из опор международной архитектуры безопасности. Конвенция стала первым международным соглашением, поставившим вне закона целую категорию оружия массового уничтожения.
Сейчас, как и в 1975 году, её цель по-прежнему является актуальной: полностью исключить возможность использования биологических агентов в качестве оружия. Российская Федерация как государство-депозитарий КБТО последовательно и в полном объёме выполняет все её положения. Однако даже спустя полвека существования Конвенции говорить о том, что проблема биологического оружия полностью снята с повестки дня мирового сообщества не приходится.
По-прежнему остаются без ответа обоснованные вопросы, официально поставленные Российской Федерацией в связи со вскрывшимися фактами реализации в нарушение КБТО военно-биологической программы на Украине при поддержке Пентагона и аффилированных с ним структур, включая частные компании.
Анализ осуществлявшихся в украинских лабораториях проектов позволяет сделать вывод, что в непосредственной близости от территории России велась разработка компонентов биологического оружия. Для нашей страны любая подобная деятельность военных представителей третьих государств или связанных с ними организаций на биообъектах – прямая угроза национальной безопасности.
<...>
Россия намерена продолжать активные шаги по укреплению КБТО в рамках учреждённой решением Девятой Обзорной конференции КБТО профильной Рабочей группы.
Полагаем, что российские инициативы, направленные на реальное укрепление режима Конвенции, полностью соответствуют повестке дня Группы. <...>
Российская Федерация стояла у истоков создания Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) и последовательно выступает за её укрепление. Наша страна добросовестно в полном объёме выполняет обязательства, взятые на себя в соответствии с этим международным договором. <...>
Серьёзную обеспокоенность вызывают предпринимаемые евроатлантическими союзниками во главе с США попытки переформатирования складывавшихся годами режимов контроля над вооружениями и нераспространения ОМУ, следствием чего стала неприемлемая ситуация в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Эту некогда весьма авторитетную и сугубо техническую международную структуру страны Запада уже превратили в инструмент реализации своих геополитических интересов на Ближнем Востоке и за его пределами. Это касается, прежде всего, надуманного на Западе сирийского «химического досье» и навязанной ОЗХО в нарушение КЗХО нелегитимной «атрибуции» по определению виновных в применении токсичных химикатов и боевых отравляющих веществ с подтасовкой фактов для возложения ответственности за многочисленные «химические» провокации сирийской оппозиции на законно избранные власти Сирии.
Итогом столь деструктивной деятельности Запада стал раскол в ОЗХО, потеря ею независимого статуса и авторитета как общепризнанной экспертной структуры в сфере химического разоружения и нераспространения.
Российская Федерация последовательно выступает против безудержной политизации странами Запада деятельности ОЗХО, всё более и более отдаляющейся от своего изначального предназначения как ключевого инструмента химического разоружения и нераспространения.
Намерены и впредь предпринимать совместно с нашими партнёрами и единомышленниками максимум усилий для восстановления на площадке ОЗХО духа консенсуса и авторитета этой международной структуры.