Мария Захарова: Из ответа на вопрос СМИ:
Из ответа на вопрос СМИ:
В 1958 году русский и советский писатель Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе.
В январе 2015 года, Вы не поверите, ЦРУ рассекретило [оригинальный архив, в настоящее время недоступен] порядка сотни документов о романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
Подтвердилось то, что, в принципе, и так все знали. ЦРУ активно способствовало продвижению этого и подобных произведений. Им это было выгодно.
Помимо всего прочего, в этих документах открылись и новые факты.Оказывается, ЦРУ полагало, это не моя оценка (!), что книга «Доктор Живаго», «имеет огромное пропагандистское значение <…> и является более значимым, чем какое-либо другое литературное произведение, созданное в странах советского блока».
Получается, [Нобелевскую премию] давали не по литературным характеристикам, а как произведению, связанному с пропагандой.
<...>
Так что, выходит, за первыми волнами интереса к роману «Доктор Живаго», к его изданию на русском языке стоит, опять же, ЦРУ?
Агент Службы разведки и безопасности Нидерландов Йооп ван дер Вилден организовал печать русского текста «Доктора Живаго» в издательском доме Mouton Publishers «Мутон Паблишерс» (сейчас — De Gruyter Mouton) в Гааге.
Соответственно, первое русскоязычное издание романа Бориса Пастернака вышло тиражом 1 000 экземпляров. 200 копий сразу же отправились в штаб-квартиру ЦРУ. В сумме 435 книг были переданы сотрудникам и осведомителям ЦРУ во Франкфурте, Берлине, Мюнхене, Лондоне и Париже.
Глава ЦРУ Аллен Даллес считал, что операция «полностью оправдала усилия, учитывая очевидное влияние на Советский Союз». Раздачу книг потом повторяли неоднократно.
В июле 1959 года ЦРУ напечатало девять тысяч экземпляров романа миниатюрным изданием (на самой книге не было указано, кто её издавал). На этот раз каналом распространения стал Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Вене. Представляете, как действуют? А Вы говорите «премия мира».
<...>
Именно тот самый первый тираж и стал формальным поводом для рассмотрения кандидатуры Пастернака Нобелевским комитетом. Потому что шведская академия не имеет права награждать роман, который не был издан на родном языке.
В ЦРУ считали, что «Доктор Живаго» должен получить Нобелевскую премию — это поможет в борьбе с СССР и будет способствовать разрушению «железного занавеса». Это осуществлялось в рамках так называемой культурной программы, а на самом деле — глобальной кампании влияния и воздействия, для того, чтобы разрушать советское общество изнутри.
Вот вам наглядный пример того, как литературные произведения, как деятельность людей искусства, культуры, науки используется западными спецслужбами в нужных целях. Это к вопросу о Нобелевском комитете и западном влиянии.
Рассекречивая документы, ЦРУ опубликовало пояснение, в котором уточнило, что «якобы», «судя по всему», Нобелевская премия не была непосредственной целью американской разведки. Специально, чтобы внимание аудитории, которая знакомится с документами, повернуть в нужное русло.
Наглядный пример того, как литературные произведения, деятельность людей используется спецслужбами в нужных целях. Это к вопросу о Нобелевском комитете и западном влиянии.