Мария Захарова: БДИПЧ ОБСЕ выпустил отчётный доклад по результатам наблюдений за выборами 5 ноября 2024 года в США (помимо президентских, там также прошло голосование по кандидатам в Конгресс, а в ряде штатов определили губернатора, генпрокурора и т.д.)
БДИПЧ ОБСЕ выпустил отчётный доклад по результатам наблюдений за выборами 5 ноября 2024 года в США (помимо президентских, там также прошло голосование по кандидатам в Конгресс, а в ряде штатов определили губернатора, генпрокурора и т.д.).
Даже такая структура, как БДИПЧ, которая вообще-то всю жизнь исправно выполняла заказ Запада на очернение выборов в странах, отстаивающих свой суверенитет, не смогла закрыть глаза на вопиющую недемократичность выборов в США. Что не так? Приведём лишь цитаты из самого отчёта
1. Запредельная поляризация общества и недоверие. В предвыборной кампании доминировали исключительно агрессивная риторика и взаимные обвинения, что только усугубило поляризацию. Постоянные заявления о фальсификациях на предыдущих выборах способствовали снижению доверия к демократическим процессам, особенно среди республиканцев.
2. Финансирование выборов. Преимущества получили только кандидаты с большими финансовыми ресурсами. Финансирование через НКО совершенно непрозрачно: по закону не требуется раскрытия информации о донорах.
3. Предвыборное законодательство и правовые ограничения. США — одна из немногих стран в мире, где на всеобщих выборах президентом может стать человек, действительно набравший меньшинство голосов. Причиной тому — устаревшая система двухуровневого голосования, при котором главенствует принцип «победитель забирает всё».
Недавние изменения в электоральных правилах проигнорировали прошлые рекомендации БДИПЧ ОБСЕ и только усилили правовую неопределённость.
4. Равенство избирательных прав. Жители огромного количества территорий США не могут голосовать на президентских выборах, что противоречит международным стандартам равенства. Лишение права голоса на основании судимости непропорционально затрагивает расовые меньшинства. Каждый двадцатый афроамериканец уже лишён права голоса.
Из-за особенностей федерального законодательства в парламенте не представлены более 4 млн американцев.
5. Избирательные округа и жёсткая партийная привязка. Процесс выбора и перекройки границ избирательных округов часто носит субъективный политизированный характер, что ограничивает возможность беспристрастного управления. Во многих округах выборы проходят без реальной конкуренции, так как кандидаты от одной партии остаются единственными участниками. Фактически – речь идёт об «электоральных султанатах», где представители одной политической силы контролируют все ветви власти и выборную систему (демократы в Калифорнии или республиканцы в Алабаме)
6. Использование технологий и вопросы кибербезопасности. Сохраняются серьёзные угрозы кибербезопасности, особенно в отношении оборудования для голосования. В некоторых случаях оборудование не позволяет провести проверку результатов, что вызывает опасения по поводу честности подсчёта голосов.
7. Требования к идентификации избирателей. Законы об идентификации варьируются от штата к штату. Где-то существуют неадекватно строгие требования к удостоверению личности, а где-то подтверждения личности не нужно вовсе. Отсутствует единый федеральный стандарт.
8. Недопредставленность женщин среди кандидатов и на высоких государственных постах.
9. Ограничения на международное наблюдение. В 17 штатах и некоторых других юрисдикциях международное наблюдение за выборами прямо запрещено, что нарушает обязательства США перед ОБСЕ и снижает прозрачность избирательного процесса.
Эти нарушения прямо противоречат и демократии, и обязательствам США по целому ряду документов, включая ключевой Копенгагенский документ СБСЕ от 1990 года, но всё равно оказались недостаточными для того, чтобы Миссия ОБСЕ могла оспорить чистоту выборов в США.
Ни покушения на кандидата в президенты, которые стали следствием травли политических оппонентов, ни расправы над теми, кто полагал выборы 2020 года сфальсифицированными, ни чудовищные извращения в теории и практике электоральной системы, ни доводы избранного президента США о массовых фальсификациях на американских избирательных участках не удручили БДИПЧ ОБСЕ настолько, чтобы сделать неутешительный, но честный вывод — «флагман демократии» на дне.