Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации, заместителя директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России К.В.Воронцова с разъяснением позиции по проекту решения «Уменьшение космических угроз путём принятия норм, правил и принципов ответственного поведения в космосе» L.35 в Первом комитете 80-й сессии ГА ООН (Нью-Йорк, 3 ноября 2025 года)
Российская Федерация как автор ряда инициатив, направленных на предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве (#ПГВК), приветствует любые идеи, способные внести вклад в сохранение космического пространства свободным от оружия любого вида и предотвращение превращения космоса в ещё одну сферу напряжённости и вооружённого противостояния. Мы готовы обсуждать их и работать по ним со всеми заинтересованными государствами.
Наша принципиальная позиция остаётся неизменной – обеспечить достижение данной цели возможно лишь путём разработки многостороннего юридически обязывающего инструмента (ЮОИ), который носил бы всеобъемлющий характер и был нацелен на ПГВК.
В отношении британской инициативы можем только вновь подтвердить, что усматриваем в ней целый ряд фундаментальных перекосов и изъянов. Концепция «ответственного» поведения в космосе носит избыточный и во многом искусственный характер при наличии сложившейся системы координат в контексте усилий по ПГВК. В соответствии с пунктом 12 преамбулы резолюции ГА ООН 79/22 «Уменьшение космических угроз путём принятия норм, правил и принципов ответственного поведения» данная концепция предусматривает решение задачи ПГВК путём сочетания ЮОИ и необязывающих мер. По сути, воспроизводится уже существующая схема, которая предполагает параллельную работу над юридическими и политическими обязательствами в области обеспечения космической безопасности при том понимании, что последние будут дополнять, но не подменять первые.
При этом нормы и правила «ответственного» поведения не являются общепризнанной категорией международного права. Они носят субъективный характер и требуют выработки единого понимания, кем и на основании каких критериев будет определяться, является ли поведение того или иного участника космической деятельности «ответственным» или «безответственным».
Мировое сообщество в целом определило способ решения задачи ПГВК. Теперь остаётся реализовать данный подход на практике. Этому призваны способствовать соответствующие усилия на Конференции по разоружению (КР) и в рамках Рабочей группы открытого состава (РГОС), созданной решением ГА ООН 79/512. Рассчитываем на то, что работа данных форумов завершится согласованием содержательных выводов и рекомендаций.
Инициатива Британии идёт вразрез с этими задачами. Ввиду указанных факторов её реализация не будет способствовать решению ключевой задачи ПГВК и поддержания международного мира и безопасности, а приведёт лишь к росту неопределённости и эскалации напряжённости в космосе. Как представляется, она предложена лишь с одной целью – перефокусировать усилия государств-членов ООН с задач ПГВК на второстепенные и непрофильные темы и закрепить тем самым выгодные для западных государств правила регулирования космической деятельности в ущерб остальным странам. При этом разработка профильного ЮОИ будет отложена на неопределённый срок или вовсе заблокирована. Реализуемые сторонниками данной инициативы из числа западных стран установки по затверждению космоса в качестве арены конфронтации и среды возможных военных действий (т.е. по сути легитимизации возможности использования силы и проведения боевых операций в космосе), а также на размещение оружия на орбите в целях обеспечения своего превосходства и доминирования лишь подтверждают эти опасения.
С учётом искусственного и неправового характера данной инициативы, её оторванности от решения задачи ПГВК и содействия разработке ЮОИ Российская Федерация не видит необходимости в сохранении соответствующего пункта повестки дня ГА ООН и проголосует «против» проекта решения L.35.
Призываем государства-члены последовать нашему примеру.






































