Выступление делегации Российской Федерации на третьей сессии Подготовительного комитета 11-й Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (негативные гарантии безопасности; Нью-Йорк, 2...

Выступление делегации Российской Федерации на третьей сессии Подготовительного комитета 11-й Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия(негативные гарантии безопасности; Нью-Йорк, 2 мая 2025 года)

Рассматриваем предоставление и реализацию гарантий безопасности неядерным государствам в качестве принципиальной задачи, связанной с укреплением режима Договора о нераспространении ядерного оружия (#ДНЯО).

Поддерживаем стремление государств-участников ДНЯО, не обладающих ядерным оружием, получить юридически обязывающие негативные гарантии безопасности (НГБ), исключающие применение или угрозу применения в отношении них ядерного оружия и аналогичные тем, что зафиксированы резолюцией СБ ООН 984.

Важно, чтобы эти государства не осуществляли и не содействовали агрессии в отношении ядерных государств и/или их союзников, а также соблюдали свои обязательства в области ядерного нераспространения, что включает в себя отказ от контроля над ядерным оружием в рамках военных союзов с ядерными державами.

Юридически обязывающие гарантии уже получили те страны, которые сформировали в различных регионах мира зоны, свободные от ядерного оружия (ЗСЯО). Россия ратифицировала протоколы к действующим договорам о создании ЗСЯО в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко), в Южной части Тихого океана (Договор Раротонга), в Африке (Договор Пелиндаба) и в Центральной Азии (Семипалатинский договор), предоставив таким образом более ста государствам-участникам этих безъядерных зон гарантии против применения или угрозы применения ядерного оружия. При присоединении к подобным протоколам Россия традиционно делает оговорки, которые носят уточняющий характер и не затрагивают интересы государств, добросовестно следующих «букве и духу» договоренностей о ЗСЯО.

В то же время США подписали, но не ратифицировали протоколы к договорам Раротонга, Пелиндаба и Семипалатинскому договору, сделав исключение лишь для самой первой зоны, сформированной Договором Тлателолко. Неготовность американцев брать на себя обязательства юридического характера, вероятно, послужит препятствием для выработки и принятия универсального соглашения по НГБ.

Одним из центральных должен стать вопрос о возможности предоставления гарантий тем неядерным государствам, которые состоят в альянсах с ядерными державами либо имеют с ними соответствующие двусторонние соглашения о безопасности (т.н. ядерный зонтик). Очевидно, что особый статус/положение таких неядерных стран исключает возможность сформулировать в их отношении какие-либо универсальные гарантии безопасности, применимые к остальным государствам.

Источник: Telegram-канал "МИД России"

Топ

Лента новостей