Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при международных организациях в Вене М.И.Ульянова по пункту 3 повестки дня 34-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию «Общие прения»
Убеждены, что залогом эффективности глобальных усилий в сферах борьбы с преступностью и укрепления систем уголовного правосудия является соблюдение международного права и Устава ООН, развитие межгосударственного взаимодействия без двойных стандартов и скрытых повесток дня, на равноправной основе, с учетом интересов и озабоченностей друг друга. В отношении Устава нашей Организации хотели бы подчеркнуть, что он должен «читаться» без избирательности, как целостный документ во всех его взаимосвязях и полноте. На это направлены усилия Группы друзей в защиту Устава ООН, которую Россия всецело поддерживает
В настоящее время международное антикриминальное сотрудничество переживает непростые времена. Причина тому не только в появлении новых форм преступности, но и прежде всего в нежелании ряда стран выстраивать эффективное, деполитизированное взаимодействие при соблюдении профильных конвенций ООН, максимально и добросовестно задействовать предусмотренные ими механизмы в сферах обмена информацией, экстрадиции и взаимной правовой помощи. Вынуждены вновь отметить множащиеся случаи отказов со стороны известной группы стран в угоду конъюнктурным политическим и геополитическим интересам и вразрез со своими обязательствами на обращения законных властей различных государств по уголовно-правовым вопросам
В данных условиях призываем сфокусировать внимание Комиссии на решении действительно злободневных вопросов, таких как взаимная правовая помощь, экстрадиция, возврат активов, противодействие терроризму, использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, незаконному обороту наркотиков и отмыванию наркодоходов. Видим потребность и перспективы для дальнейшего укрепления международно-правовой базы по всем из них, в частности, в сфере возврата активов
Выступаем категорически против односторонних нелегитимных санкций, вводимых в обход Совета Безопасности ООН и наносящих особый вред антикриминальному сотрудничеству государств. Полностью разделяем коллективное заявление ряда стран о пагубных последствиях односторонних принудительных мер. Призываем все государства отказаться от их применения
В ходе нынешней сессии делегация США высказалась в том плане, что односторонние санкции якобы являются законным средством воздействия на оппонентов на международной арене. Категорически с этим не согласны. Если санкции вводятся в обход Устава ООН, то они представляют собой негодную и незаконную попытку использовать экономические факторы в качестве оружия. Причем это оружие зачастую оказывается обоюдоострым. Например, Европейский союз ввел против России уже 17 «пакетов» экономических санкций. И что же? Экономика России в 2024 году выросла более чем на 4%, а экономические показатели большинства стран ЕС за тот же период выглядят весьма скромно, а то и плачевно. Однако ЕС не в состоянии извлечь уроки из своих собственных стратегических просчетов и грозит разработкой 18-го «пакета» санкционных мер. Вряд ли можно ожидать, что в результате экономика этих стран пойдет на поправку
Исходим из того, что проблема преступности, оказывающей влияние на окружающую среду, актуальна. Она требует взвешенного решения и тщательной проработки с учетом антикриминального мандата венских структур ООН, а также уже запущенной деятельности по линии Конференции участников Конвенции ООН против транснациональной оргпреступности. В этом контексте было бы целесообразным иметь в виду результаты работы профильной межправительственной группы экспертов, созданной Конференцией. В принципиальном плане считаем, что государства должны самостоятельно определять правонарушения, оказывающие воздействие на природу, объем причиненного экологического ущерба и степень ответственности в соответствии со своим законодательством