К инвест-гуру из соцсетей прислушиваются 39% участников фондового рынка — опрос ВШЭ
К инвест-гуру из соцсетей прислушиваются 39% участников фондового рынка опрос ВШЭ
Опрос НИУ ВШЭ Мониторинг цифровой трансформации экономики и общества показал, что 39% российских участников фондового рынка используют информацию из социальных сетей для своих инвестиционных стратегий.
Исследование также показало, что 1/4 респондентов получают информацию и принимают решения на основе обсуждений в кругу своего окружения. 16% используют для формирования инвестиционных стратегий нейросети.
Среди социальных сетей частные инвесторы чаще всего обращаются к экспертам и каналам профессиональных брокеров в Telegram и YouTube. Участники рынка не видят в этом что-то необычное, учитывая, что на Западе пользователи также прибегают к совету лидеров мнений, например из Reddit. Все это следствие цифровизации и технического развития социальной инженерии.
Конечно, у этого есть свои плюсы и минусы. Многообразие мнений и каналов информации, с одной стороны, повышает финансовую грамотность, что позитивно влияет на привлечение средств на фондовый рынок. С другой стороны, качество информации может нивелировать плюсы и вызвать риски манипулирования массами. И несмотря на то, что социальные сети прекрасная точка входа в мир инвестиций, частные игроки должны принимать решение не только на основе советов блогеров, а пропускать их через фильтр и обладать хотя бы базовой финансовой грамотностью.
В России, к сожалению, нет внятной оценки качества транслируемых инфлюенсерами стратегий. Да и в целом отличить темщика от профессионального брокера крайне сложно. Все они транслируют успешный успех в своих социальных сетях, носят бороду или же имеют модельную внешность. Даже неанонимные каналы в Telegram не являются источниками достоверной информации. Порой, они могут выступать лишь оболочкой. Опять же, в период влияния неэкономических факторов на фондовый рынок даже экспертам сложно прогнозировать поведение бумаг в какой-либо обозримой перспективе. Аналитики сходятся во мнении, что инвестиционные блогеры и каналы в социальных сетях должны иметь специальную аккредитацию. Это позволило бы сократить риски и сохранить деньги хомяков.