Комментарий официального представителя МИД России М.В.Захаровой о рассмотрении Комитетом ООН по правам человека очередного доклада Латвии о выполнении своих обязательств в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах(27 июля 2025 года)
Комитет ООН по правам человека (КПЧ) опубликовал заключительные замечания по итогам рассмотрения в ходе своей 144-й сессии (Женева, 23 июня - 17 июля) четвёртого периодического доклада Латвии о выполнении этой страной положений Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП).
Приходится констатировать, что рекомендации Комитета в адрес латвийских властей по исправлению имеющихся недочётов в правозащитной области в очередной раз сформулированы в мягком, «беззубом» ключе в отрыве от реальной ситуации, в том числе в сфере дискриминации русскоязычного населения.
КПЧ вынужден был отразить в упомянутых рекомендациях такие актуальные для латвийских властей проблемы, как:
• низкие темпы снижения числа лиц со статусом неграждан,
• потенциальный отказ от продления временных видов на жительство для граждан России в случае невыполнения требований к уровню владения латышским языком,
• прекращение использования русского языка в государственных СМИ после вступления в силу соответствующего национального законодательства с 1 января 2026 года.
В то же время некоторые серьёзные нарушения прав русскоязычного населения не получили адекватной оценки ооновцев.
Комитет предпочёл упомянуть их лишь вскользь в общем контексте проявлений «возможной косвенной дискриминации языковых меньшинств».
В заключительных замечаниях говорится о том, что требование издавать оплачиваемые предвыборные материалы только на латышском языке может ограничить возможности языковых меньшинств принимать полноценное участие в избирательном процессе.
В том же обтекаемом ключе прокомментированы поправки в латвийское законодательство в сфере образования, касающиеся перевода обучения в государственных школах исключительно на латышский язык – гипотетически это приведёт к дискриминации представителей языковых меньшинств.
Не в первый раз КПЧ предпочитает игнорировать тот факт, что «языковые» законодательные инициативы латвийских властей являются не сиюминутными конъюнктурными устремлениями, а логическим продолжением последовательной политики по выдавливанию русского языка и культуры за пределы территории этой страны, которую Рига проводит на протяжении более 30 лет.
Кроме того, эксперты КПЧ оставили «за скобками» вопиющую ситуацию с практикой запугиваний и необоснованных, в том числе уголовных, преследований латвийскими правоохранительными органами и спецслужбами политиков и общественных деятелей, выступающих в защиту прав и интересов русскоязычного населения, а также серьёзные нарушения Ригой закреплённых в МПГПП прав на свободу мнения и его выражения, а также на свободу собраний и ассоциации.
Вместе с тем тот факт, что Комитет ООН по правам человека, несмотря на свою явную политическую ангажированность, в заключительных замечаниях по докладу Латвии не смог полностью проигнорировать проблему дискриминации русских в этой стране, свидетельствует о серьёзности, масштабе и системности русофобской политики Риги.
К сожалению, практика показывает, что даже столь мягкие и «корректные» рекомендации этого договорного органа латвийские власти предпочитают не замечать и не предпринимать никаких конкретных шагов по их реализации.


































