Комментарий официального представителя МИД России М.В.Захаровой в связи с переговорами лидеров Азербайджана и Армении в Вашингтоне (9 августа 2025 года)

9 августа 2025, 16:54

Комментарий официального представителя МИД России М.В.Захаровой в связи с переговорами лидеров Азербайджана и Армении в Вашингтоне(9 августа 2025 года)

Российская Федерация заинтересована в формировании на Южном Кавказе зоны стабильности и процветания. Одно из важнейших условий всеобъемлющая нормализация отношений между Азербайджаном и Арменией, основанная на учёте интересов народов обеих стран.

Последовательно поддерживаем все усилия, способствующие достижению данной ключевой для региональной безопасности цели. В связи с этим встреча лидеров южнокавказских республик в Вашингтоне при посредничестве американской стороны заслуживает положительной оценки. Надеемся, что данный шаг поможет продвижению мирной повестки дня.

При этом до последнего времени Баку и Ереван утверждали, что предпочитают вести диалог напрямую, без внешней помощи.

Уместно напомнить, что нынешний этап армяно-азербайджанской нормализации стартовал при непосредственном содействии и центральной роли России принятием трёхстороннего Заявления на высшем уровне от 9 ноября 2020 года о прекращении огня и всех боевых действий в зоне нагорно-карабахского конфликта. В регионе был дислоцирован Российский миротворческий контингент, внёсший незаменимый вклад в стабилизацию обстановки.

Всегда будем помнить наших миротворцев, погибших при исполнении служебного долга.

В 2020-2022 годах в том же трёхстороннем формате была разработана дорожная карта по всем ключевым направлениям примирения Баку и Еревана:

разработке мирного договора,

разблокированию транспортных и экономических коммуникаций в регионе,

делимитации и демаркации государственной границы,

развитию контактов по линии гражданского общества.

По каждому из них было сделано немало.

Оптимальный вариант для решения проблем Южного Кавказа заключается в поиске и дальнейшей реализации решений, выработанных самими странами региона при поддержке их непосредственных соседей России, Ирана, Турции.

Подключение внерегиональных игроков должно работать на укрепление мирной повестки и не создавать дополнительных трудностей и разделительных линий. Хотелось бы избежать печального опыта западного содействия урегулированию конфликтов на Ближнем Востоке. Из примеров на Южном Кавказе присутствие в Армении наблюдательной миссии ЕС, деятельность которой постоянно вызывает раздражение у других регионалов.

Дополнительно проанализируем вашингтонские заявления, касающиеся разблокирования региональных коммуникаций. В этой сфере остаются актуальными трёхсторонние договорённости с участием России, из которых ни одна из сторон не выходила.

Важно учитывать и фактор членства Армении в едином таможенном пространстве ЕАЭС, в частности, в отношении организации транзитных грузоперевозок через территорию республики. Нельзя игнорировать и тот факт, что граница Армении с Ираном охраняется российскими пограничниками, размещёнными в соответствии с межгосударственным договором от 30 сентября 1992 года.

Важнейшее значение в установлении мира между двумя южнокавказскими республиками будет иметь подписание и вступление в силу соглашения о мире и установлении межгосударственных отношений между Азербайджаном и Арменией. Примирение двух стран должно быть вписано в региональный контекст и основываться на балансе интересов и безусловном уважении приоритетов сторон и соседних государств.

Популярные новости за сутки

Больше новостей на Pytalovo-news.ru