Главное из выступления Эльвиры Набиуллиной на конференции «Фокус на клиента»

Главное из выступления Эльвиры Набиуллиной на конференции «Фокус на клиента»

Использование ИИ для осознанного выбора финансового продукта

Мы исходили из того, что у человека должен быть осознанный выбор, когда он выходит на финансовый рынок. Что такое осознанный выбор? Это возможность сравнивать условия и возможность легко переводить средства туда, где предлагаются лучшие продукты и сервисы. И мы видим, что это работает. Например, покупка страховых сервисов на маркетплейсе. Вклады: мы видим, что люди выбирают их не по бренду банка, а там, где условия лучше и понятнее. Вот это слово «понятнее» — очень важно, потому что продуктов сложных очень много.

Можно ли заставить человека читать договор от корки до корки? Очевидно, нет. Все понимают, что единицы читают их «от и до». Но даже если человек прочитал договор, означает ли это, что он все понял? На мой взгляд, нет. Когда к нам приходят некоторые жалобы и мы начинаем их разбирать, смотрим договоры — наши команды, юристы сидят несколько дней, чтобы понять следствие договора. А человек моментально должен нажать на кнопку и получить этот сервис.

Мы сделали пилот с участниками рынка, чтобы подкрепить потребителя искусственным интеллектом, чтобы искусственный интеллект читал договор. Договор упростить сложно: у нас много требований законодательства и регулирования. А регулирование тоже нельзя убрать — оно направлено на защиту от рисков.

Что очень важно: этот искусственный интеллект — не продукт продавца, это должен быть независимый продукт. Мы обсуждаем, где он должен быть, чтобы было доверие, что он не подкручен специально под нужды того, кто продукт продает. Сейчас у нас 10 крупных розничных банков готовы участвовать в этом проекте. Я думаю, что мы к концу марта уже протестируем какие-то востребованные продукты и посмотрим, насколько это работает.

Конкуренция на платформах

То, что выглядит на поверхности как конфликт маркетплейсов и банков — это отражение изменения характера конкуренции, причем системное. Все согласны (и банки, и маркетплейсы), что должна быть справедливая конкуренция. Вот что такое добросовестная справедливая конкуренция — мы вместе с участниками рынка, Правительством обсуждаем.

Но в чем у меня позиция более однозначно определилась — я считаю, что цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается. Потому что именно цена продукта или услуги во многом определяет выбор человека. Если идет манипуляция ценой с помощью способов оплаты, очень тяжело отследить, чтобы не было злоупотреблений.

Нам точно нужно будет сейчас конкретизировать некоторые правила недискриминационного доступа на маркетплейсы, потому что сам принцип уже в законе о платформенной экономике есть. И надо начать с запретов практик, которые явно нарушают конкурентную среду, в том числе использование разных цен в зависимости от того, какое средство платежа используется. Это уже одну часть проблемы уберет. Думаю, что с развитием платформенной экономики таких вопросов будет вставать все больше и больше. Это не значит, что мы сейчас можем отрегулировать однозначно, надолго. Придется идти шаг за шагом и создавать условия для добросовестной конкуренции для разных участников.

Источник: Telegram-канал "Банк России"

Топ

Лента новостей