Выступление делегации Российской Федерации по пункту 5 (d) повестки дня сессии Совета управляющих МАГАТЭ «Военно-морские ядерные силовые установки: Австралия»
Внимательно ознакомились с информационным документом Гендиректора МАГАТЭ «Военно-морские ядерные силовые установки: Австралия». Хотели бы отметить следующее
Из информации в открытых источниках мы вынесли, что действующая администрация США находится в стадии пересмотра своих подходов к партнерству AUKUS и к «лодочному» проекту в частности. В результате этого на направлении диалога участников AUKUS и Секретариата МАГАТЭ по выработке параметров проверочной деятельности к будущим ядерным силовым установкам субмарин настало затишье - что подтверждает и доклад Гендиректора. Мы категорически не согласны с таким подходом к делу. Недопустимо, чтобы система гарантий Агентства использовалась в качестве инструмента обслуживания сиюминутных политических интересов конкретных государств. Гарантии нельзя при необходимости просто «выключить» или «поставить на паузу». Это лишь демонстрирует потребительское отношение стран AUKUS к проверочному механизму МАГАТЭ
К тому же мы снова и снова убеждаемся, что сколько бы ни пытались заверить нас в обратном участники AUKUS, а с их подачи и Секретариат Агентства - данный проект и имеющие к нему отношение вопросы гарантий никогда не были и не будут предметом двустороннего взаимодействия Австралии и МАГАТЭ. Речь идет о трех участниках военного союза, двое из которых - ядерные державы. Поэтому называть документ Гендиректора докладом по Австралии у нас, честно говоря, не поворачивается язык. Особенно теперь, когда к трехстороннему американо-британо-австралийскому военному договору по сотрудничеству в области ядерных силовых установок субмарин с июля добавился еще и двусторонний британо-австралийский. На этом фоне и далее настаивать на том, что диалог с Секретариатом по проверочной деятельности должна вести одна Австралия - попросту несерьезно. Подтверждением этому, кстати, невольно является и сам доклад Гендиректора, особенно, когда его сравниваешь с аналогичным документом по Бразилии. Поясним
Если внимательно прочитать бразильский доклад, то будет хорошо видно, что в его фокусе находятся ядерный материал, который будет использоваться в подлодках, а также варианты и инструменты его проверки. В контексте Бразилии это, в частности, касается работ в отношении наземного реактора-прототипа и объекта по производству топлива, формирования Технической рабочей группы, где обсуждаются методы проверки, которые могут быть применимы к ядерному топливу в реакторах подлодок, а также, как явно прописано в докладе - к ядерному материалу, который Бразилия должна будет заявить в Агентство. Такой подход задает высокую планку того, как должны вестись дискуссии относительно выработки параметров проверочной деятельности в отношении ядерного материала в силовых установках субмарин. В докладе также нашел отражение и важнейший тезис о том, что Бразилия поставит свой ядерный материал под гарантии
От участников же AUKUS мы этого базового, первоочередного заверения пока так и не получили. К тому же, если по-настоящему вчитаться в доклад по AUKUS, становится ясно, что про непосредственно ядерный материал в нем указано предельно мало. В основном речь идет о второстепенных мерах проверки. Это и понятно, ведь сама Австралия не отвечает за наработку высокообогащенного урана, который будет использоваться в топливе подлодок AUKUS, поэтому ничего сказать на этот счет Канберра не в состоянии. Данный факт лишь подтверждает, что применительно к гарантиям речь идет исключительно о трехстороннем взаимодействии, которое должно рассматриваться Агентством именно как таковое



































