Крупнейшие в России продуктовые ритейлеры начали сокращать число торговых объектов и средней площади новых магазинов, говорится в исследовании Infoline

Крупнейшие в России продуктовые ритейлеры начали сокращать число торговых объектов и средней площади новых магазинов, говорится в исследовании Infoline

Крупнейшие в России продуктовые ритейлеры начали сокращать число торговых объектов и средней площади новых магазинов, говорится в исследовании Infoline. В январе-сентябре крупнейшие в России торговые сети в целом открыли около 5,3 тыс. торговых объектов, что на 30% меньше год к году. Общий объем прироста площадей у сетей, входящих в топ-200, за этот период сократился почти на 10% год к году. Это рекордный показатель за последние несколько лет, отмечают аналитики.

За 9 месяцев текущего года заметнее всего снизилась динамика открытия новых торговых площадей у «Красного & Белого» — на 73,3%, до 53,7 тыс. кв. м, «Ярче» — на 39,98%, до 30,88 тыс. кв. м, и «Магнита» — на 23,83%, до 341,33 тыс. кв. м.

Замедление прироста торговых площадей обусловлено общими экономическими вызовами — высокими процентными ставками, ростом стоимости строительства и оснащения магазинов, дефицитом квалифицированных кадров, а также изменением модели потребления, считают в Ассоциации компаний омниканальной розничной торговли (АКОРТ). Из-за того, что потребители стали заметно экономить, у большинства продуктов ритейлеров прослеживается очень слабая динамика трафика, подчеркивают в «Infoline-Аналитике».

В этой связи крупнейшие игроки начинают развивать более компактные магазины, отмечают эксперты. Так, за январь-июль 2025 года средняя торговая площадь продуктовых сетей сократилась на 0,7%, до 312 кв. м.

По оценкам АКОРТ, число небольших магазинов площадью 100–200 кв. м за последний год выросло примерно на 15%. В жилых кварталах не всегда есть крупные площади, а аренда дорожает, поэтому сетям удобнее развивать магазины формата «у дома», при этом часть этого роста обеспечивается через франчайзинг.

В X5 (сети «Чижик», «Пятерочка», «Перекресток») также отмечают сокращение площадей торговых залов продуктовых магазинов и связывают его с развитием омниканальных продаж: покупатель больше не закупается впрок. Из-за этого снижается популярность крупноформатных магазинов.

В таких условиях торговым сетям приходится закрывать или переформатировать менее прибыльные объекты и концентрироваться на форматах с устойчивой экономикой, подчеркивают эксперты. Например, ритейлеры все более заинтересованы в развитии жестких и мягких дискаунтеров, популярных у потребителей. Такие сети становятся лидерами по приросту торговых площадей, отмечают в Infoline. За 9 месяцев 2025 года прирост площадей сети дискаунтеров «Находка» увеличился в 3,4 раза год к году, до 47,4 тыс. кв. м, сети «Доброцена» — в 6,3 раза, до 53,2 тыс. кв. м, а сетей «Победа» и «Народный амбар» — совокупно на 47,6%, до 39,4 тыс. кв. м.

Сейчас рынок ритейла в целом проходит трансформационный период, связанный с адаптацией к омниканальным продажам, говорят в NF Group. Ритейлеры либо сокращают размеры площадей, либо меняют подходы к развитию розничных магазинов. Например, сеть «Вкусвилл» продолжает закрывать часть своих магазинов в рамках смены стратегии и фокуса на развитие онлайн-продаж.

По мнению экспертов, в 2026 году инвестиционная активность крупнейших продуктовых сетей и темпы развития новых торговых объектов несколько вырастут. Это связано с низкой базой января-марта текущего года, когда некоторые сети, например сеть гипермаркетов Selgros, полностью прекратили свою работу.

В «Ванчугов и партнеры» считают, что з-заорганическое развитие сетей больше не сможет поддерживать прежние темпы роста, и чего основной прирост будет обеспечиваться за счет сделок по слиянию и поглощению и развития франчайзинговых проектов.

Удивительное (на самом деле нет) дело: весь год чиновники наперебой отчитываются о небывалом росте реальных доходов населения и сокращении зарплатного неравенства, однако бизнес фиксирует снижение потребления почти по всем позициям, включаядаже молочную продукцию, массовый переход россиян в «режим экономии», и замену дорогих товаров более дешевыми аналогами.

Как так получается, уважаемые читатели?

Источник: Telegram-канал "Неудаща", репост Псковская Лента Новостей

Топ

Лента новостей