Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Д.Е.Любинского на 11-й сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции (КПК)
Доха, 15 декабря 2025 года
Неуклонно растущее число сторон Конвенции ООН против коррупции подтверждает значимость и востребованность договора и механизмов его реализации.
Россия была в числе первых государств, присоединившихся к Конвенции более двадцати лет назад. Это стало важным стимулом для формирования и совершенствования нашей институциональной системы и законодательства в антикоррупционной сфере. Ключевые направления профильной российской политики включают укрепление мер по профилактике коррупции, выявлению коррупционных правонарушений, в том числе с использованием современных технологий.
Российская Федерация подтверждает приверженность ответственной реализации обязательств, вытекающих из Конвенции. Рассматриваем Механизм обзора осуществления договора в качестве важного подспорья в этих усилиях.
Убеждены, что руководящие принципы Механизма, включая межправительственный и технический характер, некарательность и неинтрузивность обзорных процедур, а также отказ от ранжирования, являются залогом его надлежащего функционирования. Они должны оставаться неизменными также на следующем этапе обзора. Ожидаем, что этот подход будет закреплен в профильной резолюции текущей сессии.
Российская Федерация придаёт большое значение осуществлению международного антикоррупционного сотрудничества на основе общепризнанных норм международного права и взаимного уважения национальных интересов. Россия активно участвует в работе профильных форматов #СНГ, #БРИКС, «Группы двадцати» и #АТЭС, заинтересована в наращивании двусторонних контактов.
В то же время с тревогой наблюдаем политизацию международного сотрудничества. Фиксируем большое число отказов зарубежных стран в удовлетворении по политическим мотивам запросов об оказании взаимной правовой помощи. Отмечаем негативное влияние односторонних принудительных мер, используемых в качестве инструмента геополитической и экономической борьбы, на потенциал государств в противодействии коррупции.
Призываем страны прекратить эту порочную практику и ответственно исполнять свои международные обязательства и резолюции Конференции.
Выражаем глубокую обеспокоенность незаконной экспроприацией суверенных активов государств и отсутствием прогресса в их возвращении. Считаем неприемлемым навязывание условий для репатриации средств преступного происхождения. Это противоречит принципам уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела государств и равноправного сотрудничества. В данном контексте придаём значение скорейшей организации специальной сессии Конференции по всем аспектам возвращения активов в целях укрепления международно-правового режима в рассматриваемой сфере. Ожидаем, что обозначенные практические вопросы будут изучены на текущей сессии.
Конференция должна решать конкретные задачи, способствуя ликвидации имеющихся барьеров и повышению эффективности международного антикоррупционного сотрудничества.
Такие цели мы поставили перед собой также на организуемых Россией специальных мероприятиях по проблематике возвращения активов и антикоррупционному просвещению.
Присоединимся и к совместной дискуссии БРИКС по обеспечению прозрачности частного сектора, где расскажем о прогрессе в исполнении Санкт-Петербургского заявления о государственно-частном партнёрстве в предупреждении и противодействии коррупции, 10-летие принятия которого отмечается в этом году. Приглашаем всех заинтересованных делегатов принять участие в указанных мероприятиях.
Надеемся, что наша сессия пройдёт в конструктивном ключе и откроет новые возможности для сотрудничества в год 20-летия вступления Конвенции в силу.



































