Из интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова турецким СМИ(Москва, 29 января 2026 года)
Вопрос: По Вашему мнению, какова основная мотивация политики США и Израиля в отношении Ирана: ядерная проблема, региональный баланс сил или более широкая стратегия по «окружению» Китая и России?
С.В.Лавров: Здесь всё вместе. Геополитически ещё при Дж.Байдене Соединённые Штаты стали говорить, что не то, что есть «ось зла», а «ось» государств, реально представляющих угрозу доминированию Запада. Туда включали Россию, Китай, Иран, КНДР и иногда ещё добавляют Белоруссию как нашего союзника.
Если Вы почитаете серьёзных американских и британских политологов – это всё у них есть. Этот анализ там присутствует. С другой стороны, есть экономический и энергетический фактор.Президент США Д.Трамп не скрывает, что, когда он начал абсолютно противозаконную операцию, подрывающую все нормы международного права, включая безусловный иммунитет высших государственных лиц, и выкрал Президента Венесуэлы Н.Мадуро, который вместе со своей супругой сейчас находится в американской тюрьме, то он прямо сказал, что американцам нужна венесуэльская нефть.
Иранская нефть – это нефть страны, стоящей в первых рядах среди обладателей этого сырья. Я практически уверен, что американцы предпочли бы, чтобы и эти потоки нефти они могли бы контролировать. Тем более, что в отличие от Венесуэлы, которая находится в открытом океане, здесь есть Ормузский пролив, свои геостратегические тонкости, связанные с обеспечением безопасности нефтяных маршрутов. Это тоже присутствует, учитывая официально открыто продекларированные интересы администрации Д.Трампа.
Что касается, как они говорят, «режима» в Тегеране. Премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху особо никогда не скрывал, что Иран – это угроза для существования Израиля. Недавно была серия контактов между Президентом России В.В.Путиным и Премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху, а также наши регулярные контакты с иранскими руководителями.
Поскольку у нас хорошие отношения с Израилем и с Ираном, всегда предлагаем «добрые услуги» в том, что касается необходимости разрядить эту обстановку. Так, чуть более 10 лет назад, в 2015 году Россия сыграла ключевую роль в достижении договорённости по ядерной программе Ирана, в том числе путём вывоза в нашу страну излишков обогащённого урана сверх количества, согласованного для Исламской Республики.
Сейчас мы готовы сделать что-то подобное. Израильтяне, иранцы и американцы об этом знают.
Будем рады помочь избежать очередного обострения ситуации, как это было летом, во время двенадцатидневной войны, когда бомбили ядерные объекты, находившиеся под контролем МАГАТЭ. При этом это Агентство никак не выказало своё отношение к подобному грубейшему нарушению её Устава и норм Договора о нераспространении ядерного оружия. Хорошо, что обошлось без катастрофы, потому что всё-таки запасы законного ядерного материала, незапрещённого Договором о нераспространении, являют собой потенциальную угрозу, если по ним начинать бить специальными боеприпасами, которые глубоко проникают в почву и могут «прошивать» бетон на десятки метров.
Надеюсь, что благоразумие и здравый смысл возобладают, хотя сейчас много прогнозов о том, что очередная атака на Иран неизбежна. Слышал, что и Президент Турции Р.Т.Эрдоган призывал к тому, что надо избежать худшего и что Турция, как и Россия, тоже готова играть посредническую роль. Здесь у нас близкие взгляды, как и по многим другим вопросам.












































