Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова для сербской газеты «Политика» по случаю 30-летия подписания Дейтонского мирного соглашения (14 декабря 2025 года)
«Буква и дух» Дейтона – залог мира и стабильности в Боснии и Герцеговине
Ключевые тезисы:
• Ровно 30 лет назад – 14 декабря 1995 года – в Париже было подписано Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, остановившее разрушительный вооружённый конфликт. Ранее оно было парафировано в Дейтоне (штат Огайо, США), поэтому все знают его как Дейтонское соглашение.
• По сей день эхо братоубийственной междоусобицы откликается болью в сердцах тех, кто потерял своих близких, свой семейный очаг. Война унесла свыше 100 тысяч жизней, вынудила более двух миллионов человек покинуть свои дома.
• Дейтонское соглашение не стало панацеей от всех бед и противоречий, захлестнувших боснийское общество сразу после распада федеративной Югославии.
Его главная заслуга в том, что оно прекратило кровопролитие, позволило вернуться к мирной жизни.
• В соглашении, заложившем фундамент государственного устройства БиГ, зафиксированы краеугольные принципы равноправия трёх государствообразующих народов (бошняков, сербов и хорватов) и двух энтитетов – Республики Сербской (РС) и Федерации БиГ, наделённых самыми широкими конституционными полномочиями.
• Российская Федерация, засвидетельствовав подписание Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине, стала одним из его международных гарантов, призванных отстаивать дейтонские постулаты.
• Партнёрами по обеспечению выполнения Дейтона и продвижению постконфликтного урегулирования выступили тогда ведущие западные страны. Однако они, ведомые корыстными интересами, практически сразу взяли курс на слом дейтонской конструкции.
• Яростное сопротивление в западных столицах вызвало стремление Республики Сербской последовательно защищать свои законные права и особый автономный статус своего энтитета, а также противостоять планам по втягиванию Боснии и Герцеговины в НАТО вопреки воле её народов.
• В свое время именно одностороннее объявление властями Республики Боснии и Герцеговины независимости от Югославии – в обход мнения боснийских сербов – положило начало гражданской войне.
• Маски были окончательно сброшены после келейного «назначения» на должность высокого представителя отставного немецкого политика Шмидта – даже без попыток соблюсти хотя бы видимость законности, наперекор всем процедурам. Вполне в духе пресловутого «порядка, основанного на правилах».
• Юридически ничтожные «постановления» самозваного «высокого представителя», не имеющего мандата Совета Безопасности ООН, противоречат демократическим началам, наносят неустранимый ущерб внутрибоснийскому диалогу.
• Нет сомнений, что первоочередным шагом к нормализации в Боснии и Герцеговине является безотлагательное и безусловное закрытие аппарата высокого представителя.
• Стараясь обойти ключевую роль Совета Безопасности ООН в стабилизационных процессах в Боснии и Герцеговине, Запад неустанно предпринимает попытки «приватизировать» проблематику урегулирования, сформировать альтернативные СБ ООН форматы «наблюдения» за обстановкой, в которых не звучал бы голос несогласных.
• Убеждены, что только на международно-правовой – дейтонской – платформе можно достичь прочного межнационального примирения в Боснии и Герцеговине, обеспечить стабильность на Балканах в целом.
• Какие-либо изменения Дейтона могут осуществляться только на основе консенсусных решений, самостоятельно принятых всеми народами Боснии и Герцеговины – в ходе взаимоуважительного диалога, без внешнего вмешательства и строго в соответствии с установленными конституционными процедурами.
Россия – постоянный член Совета Безопасности ООН и ответственный участник боснийского урегулирования – принципиально и последовательно выступает в поддержку Дейтонского соглашения и его краеугольных принципов равноправия трёх государствообразующих народов и двух энтитетов с широкими практическими полномочиями.


































